С 1 июля автомобилистам, благодаря приказу минздрава, понадобятся новые аптечки. Состав автомобильной аптечки меняется коренным образом: из нее исключат все медикаменты.
Перемены принес приказ Минздравсоцразвития «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. №325».
Документ вступает в силу с июля и меняет состав автомобильной аптечки коренным образом: из нее исключат все медикаменты. Зато по новым правилам, в аптечке станет больше перевязочного материала – всего около 10 видов (бинты, пластыри и т.д.). Также в ней должны будут находится ножницы, шина, воздуховод и инструкция по применению аптечки. Как полагают участники рынка, новые правила могли быть введены в связи с тем, что Минздрав посчитал, что автомобилист способен оказать себе лишь первую, но не медицинскую помощь и это облегчит прохождение техосмотра.
За счет этого, как сообщили участники рынка стоимость продукта может стать ниже не более, чем на 10 – 15%. Как рассказали в сети аптек «Фиалка», стоимость исключенных из состава аптечки медикаментов составляет не более 40 руб. «Большая часть денег уходит на перевязочные материалы, жгуты, ножницы и, конечно, упаковку. Поэтому в среднем стоимость единицы будет дешевле на максимум 60 руб», — подсчитали в компании.За счет обновленного состава срок годности аптечек удлинится с 1,5 до 5 лет и значит заменять их нужно будет почти в три раза реже. В связи с этим некоторые производители прогнозируют падение своих оборотов и выручки.
«Думаю, покупать станут меньше – считает генеральный директор петербургского ЗАО "Виталфарм” Вячеслав Андросов, выпускающего ежемесячно до 200 тыс аптечек. – Мы планируем производить больше других видов этого продукта, например аптечек для производств». Производитель также намерен поддержать обороты, распространяя такую продукцию в ритейле – компания уже сейчас ведет переговоры о продажах в сетях.
Другой производитель, воронежская компания «Мирал», продукция которой также представлена в Петербурге, считает, что спрос упадет не более, чем на 5%.
«Рынок сейчас еще не заполнен и аптечки есть не у всех. Поэтому возможности роста даже по новым правилам сохраняются», — утверждает генеральный директор компании Леонид Дежурный. Помимо этого, изменения будут плавными и рынок успеет приспособится к переменам в течение 1,5 лет. Дело в том, что аптечки выпущенные до 1 июля можно продавать и использовать до окончания срока годности, но не позднее 31 декабря 2011 года, говорится в приказе Минздрава.
В прошлом рынок производства аптечек уже переживал глобальные изменения в связи с обновлением их состава, которые произошли в марте 1997 года и одновременно затронули все регионы России. Тогда рынок оказался не готов произвести такое количество аптечек. Тогда возник дефицит, на фоне этого автомобилистов массово шрафовали.
Все это привело к спекуляции товаром – перекупщики реализовывали продукцию в несколько раз дороже, вспоминает Леонид Дежурный. После этого на рынке производства аптечек возникла стогнация, продлившаяся до 2000 года. «Только с 2000 года рынок начал оживать, вновь появился спрос. Поэтому для нас лучше плавные перемены», — подытожил он.
Сейчас на российском рынке работают около десятка производителей авотомобильных аптечек, которые реализуют продукцию по всей России и несколько десятков более мелких, которые работают в только в регионах. Увеличения числа игроков за счет облегченного состава ожидать не стоит, считают участники рынка.
«По моей информации, с момента подписания приказа о новом составе аптечек, было зарегистрировано всего лишь три новых производителя в России», — отметил Леонид Дежурный.
В Петербурге ежемесячно реализуется более 8 тысяч автомобильных аптечек. Оборот этого рынка в городе в среднем составляет более 2 млн рублей.